В конечном счете рано или поздно может появиться такой робот, интеллект которого будет сравним с интеллектом среднего человека.
Академик В. М. Глушков
Давайте немного помечтаем: представим, что мы находимся в кабинете машины времени, которая может доставить нас в далекое прошлое, в удивительное настоящее и прекрасное будущее. Цель нашего путешествия-проследить долгий и трудный путь человека к осуществлению мечты о механическом помощнике, который мог бы облегчить тяжелый изнурительный труд на производстве, помочь в домашнем хозяйстве.
При раскопках гробниц фараонов археологи обнаруживали среди них усыпальницы детей. Вместе с детьми в пирамидах были найдены куклы с подвижными руками и ногами. Это первое дошедшее до наших дней свидетельство о стремлении людей еще в давние времена сотворить искусственного человека.
Древние греки и римляне строго почитали трогательный и немного грустный обычай-прощание с детством. Вступая в пору зрелости, дети приносили своих кукол перед заходом солнца в храм богини Афродиты или Венеры. В Мексике и Перу, в пустынях Африки, джунглях Австралии археологи при раскопках также часто находили кукол.
История создания человекоподобных движущихся механизмов восходит к далекому прошлому, к тем временам, когда сказка смешивалась с былью и каждая легенда отражала мечту народа.
Фантастическая машина времени переносит нас на древний остров Крит. Ярко светит солнце. Круто поднимаются горы в заоблачную высь. Оливковые деревья раскинули свои ветви … Плодовые сады, пальмовые рощи-маленький рай посреди лазурного моря.
Много чудесных легенд можно услышать на этой земле. Одна из них рассказывает о необыкновенном доме, вызывающем удивление и восхищение всех островитян. Внешне здание напоминало поросший цветами холм, а внутри комнаты были расположены в виде лабиринта, по которому мог пройти только хозяин дома, мудрый Дедалос. Никому из посторонних не удавалось разгадать тайну великого мастера и выйти самому из необычного жилища.
Создатель этого лабиринта Дедалос прославился также изготовлением деревянных человечков, которые могли шагать и двигать руками, и особенно своим самым прекрасным творением-деревянной движущейся фигурой богини Афродиты.
Папирусы древности донесли до нас описания многих механизмов, подражающих движениям человека и животных. Легенды гласят, что тарентский философ и математик Архит в IV веке до н. э. смастерил деревянного голубя, который махал крыльями и мог даже взлетать; египетский фараон Птоломей Филадельфийский в III веке до н.э. заставил своего раба изготовить куклу, подражающую движениям человека.
Наше путешествие в глубь веков продолжается… II век до н.э. Древняя Греция. На одной из узких улочек Афин живет математик и механик Герои Александрийский. Слава о нем гремит по всей стране. Его принимают жрецы replica rm27 03 rafael nadal klf yellow red forged carbon black skeleton dial m9015 храмов и императоры. Герои-непревзойденный мастер, создающий искусственных животных. Толпы народа стекаются к его дому, где каждый вечер перед заходом солнца он показывает чудесную машину. Маленькие певчие птички сидят напротив огромной совы. Как только сова отворачивается от птичек, певуньи начинают весело свистеть. Но стоит грозной сове повернуть голову к птичкам-и те сразу замолкают.
Автомат Герона Александрийского (рис. 1) действовал с помощью очень остроумной конструкции. Были использованы два закрытых сосуда-большой и маленький. На крышке одного из них помещались птички, другого-сова. В большой сосуд стекала вода, постепенно вытесняя воздух, который, проходя по тонкой трубочке, издавал свистящий звук, напоминающий пение птицы.
Рис.1 .Схема автомата «Сова и поющие соловьи
Заполнив этот сосуд, вода по отсосной трубе начинала переливаться в другой, масса которого соответственно увеличивалась. С помощью веревки, перекинутой через блок, прикрепленный к валу, поворачивалась ось с сидящей на ней совой. Уровень воды в сосуде в это время был небольшим, воздух по трубке не выходил, и птички «молчали». После того как большой сосуд освобождался, ось, а вместе с ней и сова возвращались в исходное положение. Затем процесс повторялся. Уровень воды в сосуде опять повышался, сова отворачивалась, певчие птички начинали свистеть.
Автомат Герона чрезвычайно прост. Его можно изготовить самим из совсем простых деталей (старый водопроводный кран, аквариум, латунные или алюминиевые трубки).
Машина времени не спешит покидать дом Герона Александрийского, вся жизнь которого была отдана изобретательству. Через несколько лет после создания «поющих птиц» он придумывает еще более интересный механизм-театр автоматов. О его устройстве мы знаем из книги «Автоматы», написанной самим Героном Александрийским (так впервые в мире появилось греческое слово «автоматос», что означает «самодвижущий»). Каждый вечер у ворот своего дома Герои Александрийский демонстрировал согражданам свой театр. Вот как сам изобретатель описывает это необычайное представление, сюжет которого был заимствован из «Малой Илиады»:
- Картина первая. Данайцы чинят суда, пилят, рубят, сверлят, вбивают гвозди, готовятся к спуску на воду. Слышны звуки вколачиваемых гвоздей.
- Картина вторая. Люди тянут суда в воду.
- Картина третья. Зритель видит небо, спокойное море, по нему плывут под парусами в кильватерной колонне суда, возле которых резвятся дельфины. Начинается шторм, строй кораблей нарушается.
- Картина четвертая. Месть Навплия и Афины грекам, побившим их сына Паломеда камнями. На сцене стоят герои пьесы Навплий и Афина. В руке Навплия зажигается факел. Мореплаватели, приняв огонь факела за свет маяка, направляют корабли на скалы.
- Картина пятая. Кораблекрушение. В волнах появляется плывущий Аякс, слышится удар грома. В руке Афины сверкает молния, поражающая Аякса. Аякс исчезает, исчезает также и Афина. Представление заканчивается.
Театр Герона поражал присутствующих: механические фигуры разыгрывали сложные действия, занавес открывался автоматически, так же происходила смена декораций.
На первый взгляд механические игрушки могут показаться всего лишь забавой, однако они стоят в самом начале пути, по которому шло развитие автоматов.
Автор: А. Б. Гордин. Занимательная кибернетика. 1989 г..