В конечном счете рано или поздно может появиться такой робот, интеллект которого будет сравним с интеллектом среднего человека.

Академик В. М. Глушков

Давайте немного помечтаем: представим, что мы находимся в кабинете машины вре­мени, которая может доставить нас в далекое прошлое, в удивительное настоящее и прекрасное будущее. Цель нашего путешествия-проследить долгий и трудный путь человека к осуществлению мечты о механическом по­мощнике, который мог бы облегчить тяжелый изнури­тельный труд на производстве, помочь в домашнем хозяйстве.

При раскопках гробниц фараонов археологи обнару­живали среди них усыпальницы детей. Вместе с детьми в пирамидах были найдены куклы с подвижными руками и ногами. Это первое дошедшее до наших дней свиде­тельство о стремлении людей еще в давние времена со­творить искусственного человека.

Древние греки и римляне строго почитали трога­тельный и немного грустный обычай-прощание с дет­ством. Вступая в пору зрелости, дети приносили своих кукол перед заходом солнца в храм богини Афродиты или Венеры. В Мексике и Перу, в пустынях Африки, джунглях Австралии археологи при раскопках также ча­сто находили кукол.

История создания человекоподобных движущихся ме­ханизмов восходит к далекому прошлому, к тем време­нам, когда сказка смешивалась с былью и каждая леген­да отражала мечту народа.

Фантастическая машина времени переносит нас на древний остров Крит. Ярко светит солнце. Круто поднимаются горы в заоблачную высь. Оливковые деревья раскинули свои ветви … Плодовые сады, пальмовые ро­щи-маленький рай посреди лазурного моря.

Много чудесных легенд можно услышать на этой зем­ле. Одна из них рассказывает о необыкновенном доме, вызывающем удивление и восхищение всех островитян. Внешне здание напоминало поросший цветами холм, а внутри комнаты были расположены в виде лабиринта, по которому мог пройти только хозяин дома, мудрый Дедалос. Никому из посторонних не удавалось разгадать тайну великого мастера и выйти самому из необычного жилища.

Создатель этого лабиринта Дедалос прославился так­же изготовлением деревянных человечков, которые могли шагать и двигать руками, и особенно своим самым прекрасным творением-деревянной движущейся фигурой богини Афродиты.

Папирусы древности донесли до нас описания многих механизмов, подражающих движениям человека и животных. Легенды гласят, что тарентский философ и мате­матик Архит в IV веке до н. э. смастерил деревянного голубя, который махал крыльями и мог даже взлетать; египетский фараон Птоломей Филадельфийский в III ве­ке до н.э. заставил своего раба изготовить куклу, подражающую движениям человека.

Наше путешествие в глубь веков продолжается… II век до н.э. Древняя Греция. На одной из узких улочек Афин живет математик и механик Герои Александрий­ский. Слава о нем гремит по всей стране. Его принимают жрецы replica rm27 03 rafael nadal klf yellow red forged carbon black skeleton dial m9015 храмов и императоры. Герои-непревзойденный мастер, создающий искусственных животных. Толпы на­рода стекаются к его дому, где каждый вечер перед захо­дом солнца он показывает чудесную машину. Маленькие певчие птички сидят напротив огромной совы. Как толь­ко сова отворачивается от птичек, певуньи начинают ве­село свистеть. Но стоит грозной сове повернуть голову к птичкам-и те сразу замолкают.

Автомат Герона Александрийского (рис. 1) действо­вал с помощью очень остроумной конструкции. Были ис­пользованы два закрытых сосуда-большой и маленький. На крышке одного из них помещались птички, друго­го-сова. В большой сосуд стекала вода, постепенно вы­тесняя воздух, который, проходя по тонкой трубочке, из­давал свистящий звук, напоминающий пение птицы.

Рис.1 .Схема автомата «Сова и поющие соловьи

Заполнив этот сосуд, вода по отсосной трубе начина­ла переливаться в другой, масса которого соответственно увеличивалась. С помощью веревки, перекинутой через блок, прикрепленный к валу, поворачивалась ось с сидя­щей на ней совой. Уровень воды в сосуде в это время был небольшим, воздух по трубке не выходил, и птички «молчали». После того как большой сосуд освобождался, ось, а вместе с ней и сова возвращались в исходное поло­жение. Затем процесс повторялся. Уровень воды в сосуде опять повышался, сова отворачивалась, певчие птички начинали свистеть.

Автомат Герона чрезвычайно прост. Его можно изго­товить самим из совсем простых деталей (старый водо­проводный кран, аквариум, латунные или алюминиевые трубки).

Машина времени не спешит покидать дом Герона Александрийского, вся жизнь которого была отдана изо­бретательству. Через несколько лет после создания «по­ющих птиц» он придумывает еще более интересный ме­ханизм-театр автоматов. О его устройстве мы знаем из книги «Автоматы», написанной самим Героном Алексан­дрийским (так впервые в мире появилось греческое слово «автоматос», что означает «самодвижущий»). Каждый ве­чер у ворот своего дома Герои Александрийский демон­стрировал согражданам свой театр. Вот как сам изобре­татель описывает это необычайное представление, сюжет которого был заимствован из «Малой Илиады»:

  • Картина первая. Данайцы чинят суда, пилят, рубят, сверлят, вбивают гвозди, готовятся к спуску на воду. Слышны звуки вколачиваемых гвоздей.
  • Картина вторая. Люди тянут суда в воду.
  • Картина третья. Зритель видит небо, спокойное мо­ре, по нему плывут под парусами в кильватерной колон­не суда, возле которых резвятся дельфины. Начинается шторм, строй кораблей нарушается.
  • Картина четвертая. Месть Навплия и Афины гре­кам, побившим их сына Паломеда камнями. На сцене стоят герои пьесы Навплий и Афина. В руке Навплия за­жигается факел. Мореплаватели, приняв огонь факела за свет маяка, направляют корабли на скалы.
  • Картина пятая. Кораблекрушение. В волнах появляется плывущий Аякс, слышится удар грома. В руке Афины сверкает молния, поражающая Аякса. Аякс исчеза­ет, исчезает также и Афина. Представление заканчивается.

Театр Герона поражал присутствующих: механиче­ские фигуры разыгрывали сложные действия, занавес открывался автоматически, так же происходила смена декораций.

На первый взгляд механические игрушки могут показаться всего лишь забавой, однако они стоят в самом начале пути, по которому шло развитие автоматов.

 

Автор:  А. Б. Гордин. Занимательная кибернетика. 1989 г..