Эффек­тивный взаимный обмен информацией между управляющим орга­ном и управляемым объектом — характерная черта всех систем, в которых происходят процессы управления.

Известный советский ученый, академик А. Н. Колмогоров, уточ­няя сущность и принципиальные особенности кибернетики, опреде­лил ее как науку, которая «…занимается изучением систем любой природы, способных воспринимать, хранить, перерабатывать инфор­мацию и использовать ее для управления и регулирования». Эта же особенность данной отрасли знаний подчеркивается в определении, принадлежащем другому крупному советскому ученому, академику В. М. Глушкову: «Кибернетика — наука об общих законах пре­образования информации в сложных управляющих системах».

Информация, стало быть, является основным понятием киберне­тики. Информация (от латинского informatio — разъяснение, изло­жение, осведомление) — это все, что является отражением каких- либо фактов или событий: определенные сведения, совокупность некоторых данных, знаний и пр.

Понятие это очень широкое. Информацию переносят телеграф и телефон, радио, телевидение и интернет. Она записана на жестких дисках и флеш-носителях, грамофонных пластинках и магнитофонных лентах, на фотоснимках и литограф­ских оттисках. Она передается от человека к человеку с помощью устной речи, ее пересылают по почте в виде писем, издают в виде книг и газет, хранят в библиотеках. Информация содержится в ма­тематических формулах и таблицах, в показаниях измерительных приборов.

Зрение, слух, осязание приносят нам информацию о внешних событиях. Наши внутренние органы, обмениваясь информацией, ко­ординируют совместную работу. Посредством обоняния и вкусовых ощущений мы получаем информацию о качестве пищи.

Но не только для человека и человечества столь решающее зна­чение имеет информация. Она является обязательным условием существования животных и их сообществ. Тревожные или призыв­ные крики птиц, угрожающее рычание зверя, танцы пчел, извеща­ющие о местонахождении медоносных растений,— все это типичные примеры передачи информации.

С незапамятных времен человек совершенствовал способы хране­ния и передачи информации. В древности о важнейших событиях оставляли записи летописцы. Для передачи сообщений использо­вались дым костров и бой барабанов, в дальний путь снаряжались специальные гонцы. В позапрошлом столетии появились телеграф и те­лефон, значительно ускорившие обмен информацией между людьми на огромных расстояниях. А XX век поставил на службу связи радио и телевидение — люди сумели покорить пространство и вре­мя. И мы теперь в считанные минуты узнаем о событиях, происхо­дящих не только в самых отдаленных точках земного шара, но и в беспредельных просторах космоса.

Сигнализация дымом костров и барабанным боем ставила когда-то перед древней «службой информации» те же проблемы, которые приходится решать теперь (разумеется, на несравненно более вы­соком техническом уровне): выбор способа сигнализации, определе­ние дальности действия и пропускной способности системы связи, разработку мер, исключающих возможность искажения передавае­мых сообщений.

Мы уже отмечали, что эффективность управления, а нередко и само существование кибернетической системы (т. е. системы, в кото­рой происходят процессы управления) зависят от того, насколько своевременно получает она достаточно полную и достоверную ин­формацию и насколько интенсивно циркулирует эта информация в системе связи. Разнообразные формы представления и способы хранения и передачи информации как применительно к конкретным кибернетическим системам, так и в отвлеченном (абстрактном) виде изучает теория информации — один из основных разделов кибер­нетики.

Как отражение явлений реального мира понятие информации раскрывается указанием процессов, в которых она участвует: выра­ботка (производство, создание, появление), передача (во времени и пространстве), хранение (т. е. передача во времени), получение, преобразование, использование информации.

Источником информации может быть любой материальный объект, основной особенностью которого является то, что в нем со­здается совокупность сведений о его состоянии и происходящих процессах (явлениях, событиях). Совокупность сведений, созда­ваемых источником и подлежащих передаче (хранению), называет­ся сообщением. Поэтому источник информации нередко называют источником сообщений. Примеры источников сообщений: книга (га­зета, журнал, справочник и т. п.); оратор на митинге (перед микро­фоном, телекамерой); клиенты, передающие телеграммы на телегра­фе; измерительные приборы-датчики (воспринимающие элементы) в системе контроля какого-либо технологического процесса.

Информация нематериальна, но она проявляется в форме мате­риальных носителей — знаков и сигналов.

Знаки (символы) — реальные, различимые адресатом (получате­лем информации) материальные объекты: буквы, слова, цифры, предметы и т. п.

Сигналы — динамические (физические) процессы, протекающие в пространстве и во времени и характеризующиеся изменениями физических величин любой природы: напряжения, давления, яр­кости и пр. Величины эти могут принимать некоторое множество значений (соответствующих множеству состояний процесса).

Следует отметить, что в теории информации понятия «знак» и «сигнал» нередко взаимозаменяются. Знаки чаще используются при хранении (т. е. передаче во времени) информации, а сигналы — при передаче в пространстве (и во времени) информации.

Сообщения строятся из последовательности (или комбинации) знаков или сигналов. Они и несут информацию адресату.

Передача информации от источника к адресату осуществляет­ся с помощью канала связи. Каналом связи называется среда и со­вокупность средств, с помощью которых передаются сообщения.

Множество знаков или сигналов, из которых строятся сообще­ния, называется алфавитом. Применительно к сигналам (динами­ческим процессам) под алфавитом понимается множество значений, которые может принимать характеризующая процесс физическая величина.

Информация может быть заключена как в самих знаках, так и в их взаимном расположении. В первом случае информация осно­вана на однозначной связи знаков с объектами реального мира и называется семантической или смысловой. Примеры: знак +, бук­ва О, знаки «столовая», «подземный переход». Во втором случае информация определяется характером (порядком и взаимо­связью) следования знаков в сообщении и называется синтакси­ческой. Пример: смысл сообщений из четырех букв «торс», «рост», «трос», «сорт» (а значит, и заключенная в этих словах информа­ция) зависит от возможного расположения знаков (букв).

Информация может быть представлена в двух формах — непре­рывной и дискретной. В первом случае сигналы, несущие сообщение, состоят из плавно, непрерывно меняющихся величин.Например при передачи по радио или телефону человеческой речи звуки представляются в виде непрерывно изменяющихся значений напряжения или тока. При записи же этой речи на бумаге или при передаче с помощью азбуки Морзе характер представления информации будет иным. Сигналы в этом случае состоят из отдельных (дискретных) порций: букв алфавита или точек и тире. Это уже дискретная форма представления информации.

При передаче и преобразовании информации приходится неред­ко переходить от непрерывной формы представления информации к дискретной. Ученые установили, что информация, заданная в не­прерывной форме, может быть с любой наперед заданной точностью представлена в дискретной форме. На современном уровне развития кибернетики дискретная форма представления информации-приобретала особо важное значение.

Знаки и сигналы в сообщениях несут информацию только для получателя, способного распознать их. Это значит, что адресат дол­жен быть предварительно подготовлен для приема сообщений, в ко­торых использован тот или иной конкретный алфавит. В против­ном случае, наблюдая физический процесс (или объект), он не бу­дет воспринимать его как сигнал. Например, в известном телевизионном фильме «Семнадцать мгновений весны» цветы на подокон­нике явочной квартиры видят многие прохожие, но только специаль­но проинструктированный («подготовленный» разведчиком) человек воспринимает эти цветы как сигнал опасности. Другой пример: информация, содержащаяся в книге или газете, напечатанной по-английски, недоступна для человека, не умеющего читать на этом языке.

Распознавание знаков (сигналов) состоит в их отождествлении с объектами и отношениями этих объектов в реальном мире. Такое отождествление осуществляется при сопоставлении сигналов (знаков). Правило, по которому производится сопоставление, называет­ся кодом (от латинского codex — свод законов), а процесс сопостав­ления — кодированием. Процесс, обратный кодированию, называ­ется декодированием. Если при передаче сообщений возникает необходимость перейти от одного алфавита к другому, осуществля­ют перекодирование (пример: перевод текста с одного языка на другой).

Наиболее простым, очевидно, является алфавит, состоящий всего из двух символов. Примерами «двоичных» алфавитов могут слу­жить точка и тире в телеграфном коде азбуки Морзе, цифры 0 и 1 — в двоичной позиционной системе счисления. В символах такого алфавита можно закодировать и передать любую информацию.